Яма. Первая ступень классической йоги.

В Аштанга-Йоге (она же "Восьмиступенчатый путь") "Ямой" называют самую первую ступень, через которую прокладывается дорога к просветлению. Она, в свою очередь, состоит из пяти принципов, о каждом из которых будет рассказано ниже.

Ахимса

Самый главный ее принцип — это Ахимса. Он является основой практики духа, а посему ее соблюдение не должно ограничиваться только одними мыслями. Человеку также нужно внимательно следить за тем что он говорит и делает.

Этот принцип подразумевает ненасилие. Сердце по своей природе является благожелательным, вернуться к такому природному состоянию можно только после того, как человек выгонит из своей души желание притеснения других живых существ и перестанет использовать их в корыстных целях.

Ахимса предполагает соблюдение принципа безвредности не только по отношению к живым существам, но и к окружающему миру. Все, что находится вокруг нас пронизано божественной энергией, что делает, даже казалось бы неодушевленные предметы, тоже в некотором смысле живыми.

Однако, при определенных ситуациях, например, в период войны, Ахимса разрешает насильственные действия. Но человек должен полностью отдавать себе отчет в том, что он делает и нарушать предписанные Ахимсой законы только в целях предотвращения большего зла.

После того, как ученик познает первый принцип, он сможет снять внутреннее напряжение, и как следствие этого обретет гармонию, которую хочет найти в духовной практике.

Сатья

Второй принцип Ямы — это Сатья. Он наставляет практикующего воспринимать себя самого и все, что окружает таким каким оно есть. Также, Сатья подразумевает отказ от лжи. Благодаря тому, что человек перестанет лгать самому себе и окружающим, он сможет развить свои ментальные силы в такой степени, что произнесенное им сможет без труда воплотиться в реальность.

Истина — это высшая степень благодетельности. Человек, желающий достичь покоя в своей душе, должен следить за тем, чтобы его слова и поступки были в согласии друг с другом.

Практикующему нужно научиться воздерживаться от обмана и самообмана, а также стать беспристрастным. Данный принцип очень много значит для медитации, так как в трансовом состоянии неподготовленный человек может легко поверить в галлюцинацию или подвергнуться самообману.

Правда несет в мир свет и добро, именно поэтому Сатья — это принцип, который как никакой другой воссоединяет человека с Богом.

Астея

Третий принцип Ямы предполагает освобождение человека от жадности и от желания иметь что-то, принадлежащие другим людям, будь то вещи или заслуги. Самая главная причина того, почему человек совершает хищения заключается в неукротимом желании обладать чем-либо. В связи с этим, для того, чтобы освоить Астею человек должен не только обуздать свои желания, но еще и избавиться от привязанности к собственным достижениям.

Если человек сможет принять идею не обладания тем, что он не заслуживает, то тогда он сумеет найти покой в своей душе и научиться быть в полной мере удовлетворенным тем, чего сумел добиться сам. Брахмачарьи

Четвертая Яма предполагает свободу от чувственных соблазнов. Нарушением предписаний Брахмачарьи являются: похоть, развязное поведение и желание находиться в компании, где присутствуют только лица другого пола.

Если более широко охватить данный принцип, то можно увидеть, что он распространяется абсолютно на все вещи, которые могут вызвать у человека желание физических удовольствий. Поэтому, Брахмачарьи — принцип, суть которого в необходимости сдерживания естественных потребностей, которые многие люди не в силах контролировать из-за собственной невежественности.

Для того, чтобы усвоить Брахмачарью необходимо не только воздерживаться от чувственных страстей, но и практиковать медитацию.

Апариграха

Последний принцип — предполагающий непринятие даров и благодеяний. От них следует отказываться так как, согласно индийской философии, они несут в себе все пороки дарителя, в результате чего образуется кармический долг.

Человек, который все глубже и глубже познает Апариграху, начинает понимать, что у него нет никакой собственности, а все что он имеет или делает — это дар Бога. В результате постижения этого последнего принципа Ямы ученик обретет память о своих прошлых жизнях.

Благодаря Апариграхе можно избавиться от горя утры, побороть боязнь и перестать беспокоиться о том, что тебе принадлежит.