Самадхи. Восьмая ступень классической йоги.

Гуру йоги Сватмарама характеризует Самадхи как слияние Атмана (духовной сущности) и ума, при этом сравнивая этот союз с крупинкой соли, которую растворили в воде.

Переживания, испытываемые в состоянии Самадхи, полностью отличаются от того, что ощущает человек, не занимающийся данной практикой. В обыденной жизни мы все привыкли мыслить образами, в свою очередь, постигнув данную ступень, человек настолько расширяет свое сознание, что у его мысли заняты совершенно другими, ранее неизвестными ему сущностями.

Из йогических трактатов следует, что Самадхи является высшей ступенью и целью йоги. После освоения этого мастерства человек всецело сливается с божественным сознанием, в результате чего обретает вселенский покой и гармонию.

На санскрите данный термин означает "целостное, завершенное". Как можно видеть, само название данного уровня говорит о том, что вхождение в это состояние является конечной целью практики. Самадхи стремиться постичь любой человек, который всерьез и долго занимается йогой.

При достижении Самадхи стираются абсолютно все границы между разумом человека, его телом и объектами внешнего мира. Любые противоречия в сознании рассеиваются, и как следствие этого душа практикующего обретает умиротворение.

Данное состояние не поддается описанию при помощи слов, также как и нельзя вербально выразить то, что представляет собой полное блаженство. Испытать это можно лишь на собственном опыте, но для этого придется долго и упорно идти к поставленной цели.

Некоторые ученики ошибочно полагают, что состояния Самадхи можно достигнуть самостоятельно, без наставлений опытного гуру, который уже приобщился к божественному сознанию. Такие люди, действительно, могут добиться некоторого прогресса в своей практике, вкушая в качестве плодов своих трудов насыщенные сны и приятные ощущения, которые они принимают за последнюю ступень Аштанга-йоги. Однако, это далеко не то, что называется божественным сознанием. У таких самоучек возникает гордыня, что они смогли добиться какого-то результата в своей практике, что не характерно и, мало того, абсолютно не приемлемо для Самадхи.

Какие формы принимает Самадхи?

Раджа-йога выделяет три формы Божественного сознания: Сахаджа Самадхи, Нирвикальпа Самадхи и Савикальпа Самадхи. Так, например, последняя предполагает, что практикующий может предаваться каким-либо размышлениям в процессе нее, а вторая предполагает чистый ум без какого-либо движения мыслей. Давайте рассмотрим каждую из форм поподробнее.

Савикальпа Самадхи

Самая низшая ступень постижения Божественного сознания — это Савикальпа Самадхи. При вхождении в данное состояние, в сознания йогина могут просачиваться какие-либо мысли, однако они уже ни как не влияют, ни на его поведение, ни на эмоции.

Мудрец Шри Чинмой в одном из свои трактатов описывает данное состояние следующим образом: ученик, который пребывает в состоянии Савикальпа Самадхи, на некоторое время полностью теряет связь с внешним миром, при этом он погружается настолько глубоко в свое подсознание, что попадает в совершенно другое пространство, где уже практически все завершено. Однако из этого транса человек быстро возвращается.

Нирвикальпа Самадхи

При погружении в Нирвикальпа Самадхи у человека пропадают абсолютно все мысли, а сознание становится кристально чистым. Однако достичь такого состояния, дано лишь единицам — тем, кто отдал всю свою энергию и все свои силы, а также от многого отказался для того, чтобы достичь данного результата. Находясь в Нирвикальпа Самадхи человек, ощущает, что его сердце стало по - настоящему бескрайним. Пребывать в таком состоянии йогин способен от нескольких часов до нескольких дней. Когда же он возвращается в физический мир, то может даже забыть, кто он такой, а выполнение обычных ежедневных обязанностей будет вызывать у него достаточно большие трудности. Однако через некоторое время, состояние разума приходит в норму и человек способен дальше жить мирской жизнью.

Сахаджа Самадхи

Вершиной восьмой ступени Аштанга-йоги является Сахаджа Самадхи. Достичь данного состояния удается очень малой горстке людей, которых создатель определил как наиболее достойных. Когда человек, постигает Сахаджа Самадхи, он испытывает то же самое, что и при Нирвикальпа Самадхи, однако вдобавок ко всему прочему он может вынести все ощущения из транса и жить с ними в реальном мире.

Махасамадхи

Есть и четвертая Самадхи, которая предполагает остановку всех физиологических процессов в организме. Так, самые мудрые гуру йоги могут самостоятельно войти в состояние Махасамадхи, и остановить биение собственного сердца. При этом уход из жизни будет для них не только спокойным, но и радостным.

Так, например, 7 марта 1957 года великий мудрец и наставник многих йогинов Парамаханса Йогананда вошел в состояние Махасамадхи и покинул этот мир.