Нияма. Вторая ступень классической йоги.

В классической йоге "Ниямой" называют вторую ступень к достижению "Сознания бога". Патанджали, мудрец, живший и проповедовавший в Индии во 2 веке до нашей эры, не случайно очень большое значение приписывал именно первым двум уровням. Если Яма — это некий свод законов, рассказывающий о правильном отношении с окружающим миром, то Нияма преследует цель научить общению со своей душой, что наставляет на путь развития благородных качеств.

Освоение этих уровней обязательно необходимо, для того, чтобы практиковать Асаны, Пранаяму и все остальные этапы "Восьмиступенчатого пути". Именно Яма и Нияма выступают в качестве фундамента, на котором в дальнейшем выстраивается классическая йога.

Если вы хотите практиковать Нияму или только приступили к ней, то вам будет нужно полностью сфокусироваться на развитии самоконтроля. Следуйте основополагающему принципу — ненасилию, при выполнении Ниямы — это означает непричинение вреда самому себе. Идущий по пути освобождения не должен в процессе терять слишком много энергии. Учения йоги предписывают: все должно постигаться постепенно.

Шауча (первая Нияма)

Первая Нияма учит соблюдать безупречную чистоту. Человек, практикующий йогу обязательно должен соблюдать чистоту собственного тела, ведь оно — это храм духа, а свободная и избавленная от страданий душа может жить только в чистом окружении.

Тот, кто практикует Шаучу обязательно должен держать в чистоте не только свою физическую оболочку, но и пищу, которую он употребляет, и дом в котором живет.

Самое важное же при выполнении Шаучи — это чистота души. В связи с этим, если человек действительно всерьез настроен заниматься йогой, то ему в обязательном порядке следует избавить свой ум от зависти, злости, похоти и прочих негативных эмоций. Также ему требуется освободить свою речь от осуждения, сквернословия и пустословия.

Сантоша (вторая Нияма)

Сантоша предполагает умение находить удовлетворение от жизни, невзирая на все страдания и потери, которые преподносит судьба.

Задача второй Ниямы состоит в том, чтобы научить человека быть довольным, добродетельным к окружающим и благодарным за все то, что дарут ему Бог. Практика Сантоши предполагает непритязательность к тому, что происходит во внешнем мире. Ученик должен стремиться как можно больше развить себя духовно, при этом начав по другому относиться к материальным благам, считая что у него их больше, чем нужно

Тапас (Третья Нияма)

Третья Нияма требует от практикующего достаточно больших усилий. Так, Тапас предполагает полную отдачу в служении сделанномувыбору, аскетизм и внутренний огонь.Если вы будете практиковать Тапас, то сможете полностью овладеть своими страстями, и как следствие этого сумеете довести до конца абсолютно любое начатое дело, каким бы сложным оно не казалось.

Также третья Нияма позволяет преодолеть собственное невежество, в результате чего ученик будет стремиться выполнять все как можно качественнее.

Свадхьяя (четвертая Нияма)

В процессе практики четвертой Ниямы человек занимается постижением собственной сущности. Другими словами, Свадхьяя является добродеятелем, через который можно увидеть в себе Бога.

В связи с этим, в процессе освоения четвертой Ниямы нужно посвятить себя изучению йогических трактатов и различной религиозной литературы, а также регулярно осваивать новые мантры и практиковать их.

Ишвара-Пранидхана (пятая Нияма)

Цель последней Ниямы заключается в том, чтобы поселить в сердце ученика высшую степень набожности, через которую разум приходит к Самадхи. Именно поэтому все практикующие очень трепетно относятся к Ишвара-Пранидхана.

Пятая ступень учит тому, чтобы человек посвящал результаты своих стараний Богу, благодаря чему все материальное, что ценно для практикующего, превращается в чувство любви к Всевышнему.

Практика этих пяти этапов или уклонение от их выполнения ни как не должна зависеть от любых факторов внешнего мира. Лишь когда вы сумете полностью отрешиться от всего материального, то сможете найти покой в своей душе, а достижение этого результата стоит того, чтобы посвятить этим испытаниям свою жизнь.