salute to the sun 2
Алексей Соколовский
Алексей Соколовский

Мифы и тайны Сурья-намаскар. Часть 1

Некоторые делают комплекс «для разминки», что конечно говорит о поверхностном понимании его воздействия. Для того, чтобы «замять» Сурья-намаскар, после него надо хотя бы 5 минут полежать в Шавасане — нередко это упускают из вида. Это аэробная тренировка, вообще-то не типичная для йоги, отсюда необходимость успокоить тело, дыхание и ум после нее.

 

  • Сурья-намаскар называют «универсальным» упражнением йоги, но это неправда. Он имеет целый ряд противопоказаний, среди которых, в первую очередь — повышенное давление и перенесенный в прошлом инсульт, а также пупочная грыжа (в опасной фазе). Кроме того, комплекс не делается при повышенной температуре, воспалительных процессах, высокой зашлакованности организма и отравлении, с тяжелыми болезнями позвоночника (грыжа, смещение позвоночного диска и т.п.), при менструации, позже 12й недели беременности, и 40 дней после родов.

 

  • К комплексу «прилагается» целый ворох «дополнительных» техник — которые, на самом деле, являются его неотъемлемой частью. Это 2 типа мантр (короткие — биджа-мантры, и длинные «поэтические» мантры с эпитетами (именами) бога Солнца) и набор точек для Дришти (концентрации внимания) — по чакрам (описание этих техник есть здесь). Кстати, в ходе комплекса просматриваются не все чакры, исключение — седьмая (Сахасрара). Она «включается» сама, при верном выполнении комплекса.

 

  • Мантры вовремя Сурья-намаскара можно повторять вслух, бесшумно шевеля одними губами, или даже мысленно, как удобнее. Если комплекс делается «под дыхание» (т.е. полноценно), то вслух мантры читать не получится.

 

  • Некоторые полагают, что использование мантр и дришти в Сурья-намаскаре — изобретение А. Лаппы, это не так. А вот порядок Дришти (точек для концентрации) у него действительно местами авторский. Дыхание у А. Лаппы в этом комплексе тоже своё.

 

  • В традиции «Аштанга-Виньяса йога» в комплексе Сурья-намаскар используются другие точки для концентрации, не говоря уже о том, что и асаны другие, да и их больше. И весь комплекс в целом выполняется по совсем другим принципам и, очевидно, оказывает другое влияние, нежели Сурья-намаскар в Хатха-йоге. Сложно спорить, кому принадлежит первенство Сурья-намаскар — Шивананде или Кришнамачарье, но явно что «подача» материала у этих учителей очень разная.

 

  • Гаятри-мантра напрямую не связана с комплексом Сурья-намаскар.

 

  • Сурья-намаскар не имеет отношения ни к популярному комплексу «5 Тибетских Жемчужин», ни к буддистским простираниям.

 

  • Комплекс «Чандра Намаскар от Шивы Риа» не имеет прямого отношения ни к Сурья-, ни к Чандра-намаскару в их классической форме, и является авторским набором движений.

 

  • Точно так же, авторскими можно назвать «варианты Сурья-намаскара» различных школ и преподавателей, каждый из которых словно бы стремится сказать новое слово в этой теме. В таких комплексах иногда даже больше или меньше движений (асан), чем нужно для повторения всех мантр и совершения нужного количества Дришти! Авторские «Сурья-намаскары» очень явно отражают характер, привычки и пристрастия (и «перекосы») их создателя. Чтобы не вносить путаницу, правильнее было бы назвать такие последовательности просто авторскими комплексами йоги, а не «Сурья-намаскаром», который изначально все-таки имеет 12 движений, 12 мантр и 12 упражнений на концентрацию внимания (почему так — научно объяснят ведические астрологи и нумерологи, но число 12 — ключевое, как и 108).

 

 

 

По материалам сайта      http://hanuman.ru

Начните прямо сейчас!

Если вы хотите заняться йогой - вы попали по адресу :)

Начать Занятия