Depositphotos_118984634_original
Дарья Осипова
Дарья Осипова
Преподаватель по йогатерапии, Хатха йоге и йоге для беременных. Имеет свои авторские программы, разработанные с учётом проблем и потребностей человека в современном обществе

Тщеславие на коврике или когда заканчивается йога

Нечистый ум, слишком покрытый грубыми желаниями и предрассудками, не должен касаться даже краешка йоги. Иначе его взорвёт, как динамитом, который держит в руках человек, не знающий, что это такое». (Свами Кришнананда)

Как-то раз я пришла на занятие по йоге, и, кроме меня, в зале было ещё две женщины. Я, на тот момент уже имея довольно большой стаж личной практики, села на коврик и начала настраиваться на практику. Женщины сидели и смотрели по сторонам. Наш преподаватель закатил глаза, пропел мантру и, оставаясь с такими вот закатанными глазами, молча, но зато очень грациозно и гибко, позанимался оставшиеся полтора часа. Позанимался сам для себя, практически не произнеся ни слова и не обратив ни единого своего взгляда на троих пришедших к нему адептов. Если же попробовать назвать вещи своими именами, он вроде как провёл занятие с тремя людьми, двое из которых пришли на йогу первый раз в своей жизни и которым было за 40. Дамы в раздевалке рассуждали, что видимо йога – это совсем не про них, и что йогой занимаются только молодые. А наш гибкий преподаватель озарял нас своей голливудской улыбкой, собрав ноги в лотос и сделав перед нами поклон со сложенными в приветливом намасте руками.

Вторая история произошла со мной в другом месте и с другим преподавателем. И дело было вовсе не в нём. Он объяснял, как делать асаны, показывал разные варианты. А в зале между тем происходила феерия тела. Один очень аутентичный йогин с голым торсом и в обтягивающих шортах (не хочу показаться ханжой, потому что, конечно же, смотреть на него было приятно) делал самые сложные асаны – какие только можно было себе представить. И всё бы ничего, ведь у каждого свой уровень личной практики, но моё внимание больше привлекло то, что периодически он доставал свой телефон и фотографировал себя.

Где же заканчивается практика и начинается всё, что угодно, только не йога? Как говорится в одной индийской поговорке: «Знание без дела – тщеславие, дело без знания – безумие». Но в контексте этих двух простых историй, если переложить их на мудрую индийскую поговорку, знание – это достижения физического тела, не базирующееся на основополагающих принципах йоги  (яме и нияме), и потому такое «знание» лишь ещё больше уводит человека от истинных целей практики. Что ж, чтобы не быть голословными, давайте вспомним, что это за основные принципы и какое отношение они имеют к нашим историям. Я не буду перечислять все ямы и ниямы, а лишь вспомню вместе с вами некоторые. Во-первых, одна из основополагающих ям – это апариграха или непривязанность к плодам своей деятельности, и ниямы: шауча – контроль чувств, однонаправленность; сантоша – удовлетворённость в практике; тапас – аскетизм (или хотя бы стремление к нему). Однако два этих примера говорят нам о разных препятствиях на пути к истинной цели йоги. Первая история с преподавателем – это история о непонимании своей дхармы. Человек принял решение передавать знания о йоге своим ученикам, и в контексте принятого им решения он берёт на себя дхарму учителя. Понятие дхарма относится к одному из основных понятий йоги, и в йога сутрах Патанджали она также трактуется как добродетель. Дхарма также означает долг, закон, идеал, истина, образовывать. И человек, взявший на себя ответственность преподавания йоги, должен осознавать свою дхарму и придерживаться традиций передачи знаний. Иначе всё, что он делает, позиционируя себя как учителя, но по сути не исполняя свою истинную дхарму, является лишь демонстрацией его физических возможностей. Потому что передача знаний – это диалог, это устные наставления и разъяснения своего опыта, это, прежде всего, раскрытие в своих учениках «гуру татвы». «Гуру татва» означает наставническую сущность…, чтобы ознакомиться с этой сущностью мы должны обнаружить кого-то, кто является прямым представителем или точной копией этого внутреннего гуру. Сохранение преемства гуру-ученик держится лишь по этой причине», – Свами Сатьянанда. Иными словами, дхарма учителя йоги – раскрыть внутри ученика его потенциал, чтобы разбудить в нём тапас – намерение к практике йоги и исполнению всех её ям и ниям, что невозможно без включённого участия в процесс обучения и передачи знаний.

Вторая история  – это история пренебрежения понятиями ямы и ниямы, о которых я написала выше. И здесь человек должен обратиться к стержню своей практики и ответить честно себе на вопрос: а йога ли это? И только честно признав истинные причины нахождения на коврике человек сможет начать работать со своим сознанием и стремиться к выполнению той самой основополагающей йогической цели читта вритти ниродха, в коей ниродха – это блокирование мыслей, желаний, АМБИЦИЙ и СТРАСТЕЙ.

 

 

По материалам сайта http://www.yogaforyou.today/

Начните прямо сейчас!

Если вы хотите заняться йогой - вы попали по адресу :)

Начать Занятия
Зарегистрируйтесь и получите неделю в подарок!